(30.04.1310, Коваль - 5.11.1370, Краков), кор. Польши (1333-1370). Сын польск. кор. Владислава I Локетка и его жены Ядвиги, последний король династии Пястов. Еще при жизни отца участвовал в управлении гос-вом, в 1329 г. ездил с дипломатической миссией в Венгрию. В 1331-1332 гг. принимал участие в военных действиях против Тевтонского (Немецкого) ордена.
В правление К. В. в Польше развивалось производство, проводилась интенсивная «внутренняя колонизация» (освоение пустующих земель), появились новые поселения и города. К. В. активно содействовал этим переменам, в частности организуя работы по строительству городских укреплений. Ряд мер был направлен на поддержку торговой деятельности местного купечества, некоторые торговые пути и внутренний рынок были закрыты для иностранных купцов. Не нарушая широких податных привилегий католич. духовенства и дворянства, К. В. сумел заметно усилить свою власть, расширив территорию королевского домена и повысив его доходность. Издание Вислицкого и Пётрковского Статутов (сборников законов) для главных областей гос-ва - Великой и Малой Польши - способствовало унификации правовых норм в гос-ве. В 1338 г. К. В. провел денежную реформу, а с 1367 г. стал чеканить общегос. монету (краковский грош), чтобы заменить имевший широкое хождение т. н. пражский грош, однако нехватка гос. средств привела к быстрой порче монеты. При активном участии К. В. в 1364 г. в Кракове был основан ун-т.
На зап. направлении король действовал преимущественно дипломатическими методами. Одним из главных спорных вопросов в отношениях между Польшей и Тевтонским орденом стали права на Гданьское Поморье (Померелию) и Хелминьскую землю. После обращения к рим. курии и судебных разбирательств К. В. подписал с Тевтонским орденом Калишский мирный договор (1343), определивший границы 2 гос-в в Прибалтийском регионе: Польше отходили области Куявия и Добжиньская земля, за орденом закреплялись Гданьское Поморье и Хелминьская земля. По договору 1335 г., заключенному в венг. г. Вишеграде между К. В., чеш. кор. Иоанном (Яном) Люксембургом и венг. кор. Карлом Робертом, король Польши был вынужден отказаться от верховных прав на Силезию. Попытки К. В. захватить ряд земель в Силезии привели в 40-х гг. XIV в. к вооруженному противостоянию с чеш. кор. Карлом I Люксембургом (1346-1378, герм. король с 1346 и император c 1355 с именем Карл IV), к-рое закончилось миром в Намыслуве (1348): было подтверждено соглашение 1335 г., К. В. отказывался от своих претензий на Силезию, которая вошла в состав Чешского королевства, а затем и Свящ. Римской империи, Карл Люксембург со своей стороны более не мог претендовать на польск. престол. В 1364 г. по приглашению К. В. в Кракове состоялся съезд европ. монархов, в к-ром приняли участие имп. Карл IV, венг. кор. Лайош I Великий, дат. кор. Вальдемар IV, кор. Кипра Петр I, австр. герц. Рудольф IV и др. Помимо общих политических проблем в Центр. Европе на съезде как один из главных вопросов обсуждали организацию похода против турок-османов, захвативших ок. 1361 г. Адрианополь (ныне Эдирне, Турция).
В отношениях с Папским престолом К. В. добивался того, чтобы епископские кафедры в Польше занимали угодные ему кандидаты. По настоянию короля полагавшаяся папе Римскому десятина от церковных доходов неоднократно оставалась в стране и расходовалась при проведении военных действий против татар и литовцев. В целом К. В. покровительствовал католич. Церкви в Польше, при нем строилось много храмов. Король стремился поддерживать союзнические отношения с главными католическими иерархами в стране. Возглавлявшие церковную иерархию в Польше архиепископы Гнезненские принадлежали к кругу его ближайших советников. Исключением были отношения с епископами Краковскими, к-рые в эпоху политической раздробленности приобрели широкие привилегии (в частности, к ним перешел патронат над большей частью приходов, заложенных правителями), и король пытался эти привилегии сократить. В 1334 г. Краковский еп. Ян Грот отлучил короля от Церкви, в ответ К. В. обвинил епископа в разглашении гос. секретов, подстрекательстве к бунту и злоупотреблении церковным имуществом; конфликт удалось погасить только в 1343 г.
После завоевания К. В. Юго-Зап. Руси католичество здесь получило статус привилегированной религии, а Православие стало терпимой конфессией. Религ. политика К. В. на Галицкой земле опиралась на поддержку селившихся в городах колонистов из Польши, а также польск. панов и шляхтичей, к-рым он жаловал здесь земли. Король покровительствовал деятельности ордена францисканцев, стремившегося создать свои центры в городах Галицкой земли. Так, в 1367 г. по ходатайству конвента францисканцев во Львове им был передан участок земли для строительства храма в Галиче. Появились на Галицкой земле и в Подолии и конвенты доминиканцев. Миссионерскую деятельность на галицко-волынских землях традиционно осуществляли Любушские католич. епископы. Не позднее 1351 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Перемышле (возможно, оно существовало еще при галицко-волынском кн. Юрии II). В 1358-1359 гг. были поставлены епископы (францисканцы и доминиканцы) в Холм, Владимир-Волынский и Львов. Первое время русинские еп-ства находились под непосредственным управлением папской курии, епископы не имели диоцезов, помогая др. церковным иерархам в управлении епархиями. К. В. обратился к папе Римскому Клименту VI (1342-1352) с проектом создания здесь новой церковной провинции из 7 еп-ств, со своей стороны на независимости этой провинции от примаса Польши, архиепископа Гнезно, настаивала Венгрия. Проект не получил одобрения папы, однако определенные реформы в области католич. церковной организации все же были проведены в кон. 60-х гг. XIV в. Так, во Владимире-Волынском началось строительство кафедрального собора Пресв. Девы Марии. Под 1367 г. в источниках упоминается Галицкий архиеп. Кристин как глава новой особой провинции католич. Церкви (о его деятельности не сохр. надежных сведений). Официально католич. архиеп-ство в Галиче было учреждено в 1375 г.
О политике К. В. по отношению к правосл. Церкви в его владениях известно мало. При взятии Львова (1340) он обещал, что не будет делать «обрядам (православной - Авт.) веры ни насилия, ни перемен» («Хроника» Яна Длугоша (Długosz J. Dziejów polskich ksiąg dwanaście. Kraków, 1868. Т. 3. Kś. 9)) и «в старожитной вере никто им [русинам] николи ничого не чинил» (Густынская летопись // ПСРЛ. 2003. Т. 40. С. 129), «во всем защищать их [русинов] и хранить при их обрядах, правах и обычаях» (письмо К. В. к папе Римскому Бенедикту XII), однако, уже 29 июня 1341 г. папа Бенедикт XII потребовал от Краковского епископа, чтобы он освободил короля от этой клятвы. Есть основание полагать, что под властью К. В. сохранялась традиц. церковная организация. В документе 1366 г. упоминается как свидетель, скрепивший документ своей печатью, Перемышльский еп. Парион «и с крилошаны». Еп-ства подчинялись Киевскому митр. Феогносту, а после его смерти в 1353 г. решением Синода, разделившего в 1355/56 г. митрополию между митр. свт. Алексием и митр. Романом Литовским,- литов. ставленнику Роману. После смерти Романа К. В. обратился к К-польскому патриарху с просьбой восстановить упраздненную в 1347 г. Галицкую митрополию и поставить митрополитом предложенного польск. королем кандидата Галицкого еп. Антония. В противном случае, указывалось в письме, придется обратить русинов в лат. веру. Патриарх Филофей Коккин в 1371 г. удовлетворил эту просьбу.
В правление К. В., у к-рого не было законнорожденных сыновей, вопрос о наследнике престола был одним из главных. В 1339 г. был заключен договор о престолонаследии с кор. Карлом Робертом, он должен был занять польск. трон, если К. В. умрет, не оставив наследника. В 1355 г. аналогичный договор был перезаключен с племянником К. В. и преемником кор. Карла Роберта венг. кор. Лайошем I. В соответствии с этим соглашением Лайош I унаследовал Польское королевство в 1370 г.
К. В. был похоронен в замке Вавель в Кракове.